Художник, иллюстратор, дизайнер и скульптор. Энди Уорхол — один из основателей поп-арта и культовая фигура в истории современного искусства. Его работы продаются за миллионы долларов, а художественное наследие высоко оценивается критиками и простыми ценителями искусства всего мира.

Он родился 6 августа 1928 года в городе Питтсбург, штат Пенсильвания. Он был сыном иммигрантов из Микова, что в северо-восточной Словакии. Тягу к искусству у маленького Андрея развивала мать, которая вышивала картины и вообще имела художественные таланты. Еще студентом Уорхол устроился на неполный рабочий день в универмаг. Там парень оформлял витрины. Впоследствии Энди переехал в Нью-Йорк, где успешно работал иллюстратором в модных изданиях.

Но больше всего ему нравилось оформление рекламы. Так, в 1960-х годах темой картин Уорхола стали американские продукты. Одни из самых известных работ — консервы фирмы «Кембелз» и бутылки «Кока-кола».

«32 банки супа Кэмпбелл».

 

«Рекламные работы Уорхола сделали его знаменитым. Он очень успешно работал коммерческим иллюстратором в Нью-Йорке. Это повлияло на его стиль и творчество в целом. Его поп-арт работы были революционными», — руководитель Музей американского искусства.

Постепенно творчество Уорхола получило славу контраверсионной. Впоследствии художник создал ряд портретов известных деятелей американской массовой культуры. Портреты Мерилин Монро и Элвиса Пресли — наиболее известны и узнаваемые.

Параллельно с созданием объектов поп-арта, Уорхол начинает снимать кинофильмы, однако как режиссёр успеха добивается только в узких кругах. В период с 1963 по 1968 годы Уорхол снял несколько сотен лент, в том числе 472 четырёхминутные чёрно-белые портретные кинопробы (англ. Screen Tests), десятки короткометражных фильмов и более 150 фильмов с сюжетами, только 60 из которых увидели свет.

Большинство его фильмов, снятых в тот период, не имели никакого сюжета. В основу сюжетных линий ложились псевдодокументальные съёмки, например: «мужчина примеряет трусы», или «мужчина получает удовольствие от минета». Основным смыслом фильмов Уорхола было раскрытие сути сексуальной революции.

В середине 1960-х Уорхол перешёл от съёмки чёрно-белых немых кинолент к цветному кино со сценарием (чаще всего эротического содержания). Стремясь раздвинуть рамки традиционного кино, Уорхол занялся съёмкой «неподвижных фильмов». Самыми значимыми из них стали «Спи» (1963) и «Эмпайр» (1964).

Уорхол был продюсером группы Velvet Underground. Главным его вкладом стало создание обложки дебютного альбома The Velvet Underground and Nico. Именно на ней были впервые изображены знаменитый ярко-желтый банан, подпись художника и надпись «Peel slowly and see». А первые тиражи альбома были снабжены наклеенным на конверты желтым бананом, оторвав который, можно было обнаружить еще один фрукт – на этот раз розового цвета и очищенный.

Среди его картин и изображения денежных купюр.  «Один доллар» на аукционе продали за 32 миллиона долларов.

В начале 60-х годов Уорхол создал серию работ с изображением американской валюты. Восемь таких картин были проданы на общую сумму почти 54 млн. долларов.

3 июня 1968 года Энди Уорхол пережил покушение на свою жизнь – он получил три пулевых ранения в живот. Близкая встреча со смертью вдохновила новатора поп-арта на создание нескольких картин, в том числе и знаменитого «Пистолета» – копией револьвера, из которого он чуть не был застрелен. На красном фоне изображено трафаретное изображение револьвера в черном и белом цветовых решениях. Сегодня эта работа оценивается в 6-7 миллионов долларов.

Энди работал в ряде СМИ, но его самые известные работы были созданы с помощью шелкографии и литографии. Он использовал шелкографию для создания своего искусства и массового производства изображений. Его знаменитый портрет Мао Цзэдуна, который он создал в 1973 году, является примером этого процесса. Энди Уорхол также создавал картины, которые широко известны как «картины мочи» Энди. В этих картинах полотна готовились медной краской, которая затем окислялась мочой.

«Лучше всегда носить одно и тоже и знать, что люди любят тебя за то, который ты есть в действительности, а не за то, которым тебя делает твоя одежда», — говорил художник.

Энди Уорхол создал почти 10 тысяч работ, это картины, иллюстрации, инсталляции. Самой дорогой работой Уорхола стала картина «Восемь Елвисов», ее продали за более, чем 100 миллионов долларов. Это уникальная картина, т. е. она не была отдана в массовое производство, в отличие от других работ художника.

Большая часть творческого наследства Энди Уорхолла, свыше 8 тысяч объектов, хранится в его музее в Питтсбурге.